Либер Некрис
Книга о смерти в Старом Свете
Вы держите в руках Либер Некрис, нечестивую книгу нежити, фолиант проклятых, колдовскую книгу упадка. Этот труд, написанный графом Маннфредом фон Карштайном, повелителем Сильвании, является наиболее полным сборником знаний по некромантии и жизни за чертой смерти, который когда–либо издавался. Для выживания в суровом Старом Свете вам не помешает его прочитать.
На этих еретических страницах описаны: история вампиров; возвышение, падение и очередное возвышение Нагаша, а также его власть над ордами нежити, которыми, словно чумой, поражён Старый Свет. Рассказывается история царей Нехекхары и приоткрываются тайны чёрного искусства некромантии. Все аспекты жизни за чертой смерти исследуются в этой содержательной, прекрасно иллюстрированной книге. Но берегитесь! Перевернув страницу, вы можете подвергнуть опасности свою душу.
Я испил из самого нечестивого кубка и читал наиболее вредоносные строки.
Бледные очертания жизни и смутные формы смерти более не содержат неизвестных мне тайн. Я изучил все их проявления, и душа моя оценила их ужасную гармонию.
В моих венах пылает кровь царей и героев, равно как и кровь демонов и чудовищ. Разумеется, за моё долгое существование меня величали и всеми этими эпитетами, и иными.
Ни одна другая жизнь не может быть столь совершенной и истинной, как жизнь какого–нибудь представителя моего вида, и ни одно существо не заслуживает жизненных ценностей так, как я. Низшие существа боятся и ненавидят то, что я собой представляю, как им и надлежит. Смертные боятся того, что они не в состоянии понять, и проникаются ненавистью к тем вещам, которых боятся, так что тут я спокоен. Это лишь на пользу, что слабые души смертных ненавидят моё имя, боятся моих желаний, и понятия не имеют о моей истинной сущности и природе всего моего вида.
Однако меня утомили выдумки и мифы смертных людей. Я устал читать истории и пророчества жалких некромантов и моих безумных собратьев и предков. И потому я решился вверить пергаменту все мои исследования и открытия, относящиеся к истории моего происхождения и природе моего вида, включая и те искусства, которые сделали нас теми, кто мы есть, и те, которые, в свою очередь, были созданы нами.
Эти страницы содержат тайны истинного бессмертия и освобождения от бессмысленной власти божественных сущностей. На этих страницах можно прочитать будущее, если только ты, мой неизвестный читатель, имеешь глаза, чтобы его увидеть. Ибо это откровения, открытия и размышления графа Маннфреда фон Карштайна, повелителя Сильвании, истинного преемника рода Вашанеша и наследника трона Ламии, которому предназначено объединить все государства людей под своей верховной властью, по праву ему принадлежащей.
История моего вида тянется корнями через многие тысячелетия, прошедшие до появления бога–человека Сигмара и основания его Империи, в страну, лежащую далеко на юге, за жалкими государствами Порубежных княжеств и древней крепостью Карак Азул. Именуемая народом азур «Тар Уритархайн», а гномами — «Гримаз Анкор», так называемым учёным государства Сигмара эта далёкая страна известна лишь как Царство мертвецов.
Если подобные мне действительно победили смерть — а, поверьте мне, так оно и есть — то долгий бой за обретение этого бессмертия начался не где–либо, а именно в Царстве мертвецов. Забавная ирония сего в том, что страна эта была колыбелью человеческой цивилизации, и её подлинное название — Нехекхара, как прежде, так и ныне.
Мало кто способен авторитетно рассказать о Нехекхаре. Немногие из смертных добрались до этой ныне необитаемой земли, а из тех, кому сие удалось, и того меньше возвратилось, чтобы поведать о своих странствиях. Мне известен лишь один смертный из тех, кто исходил Нехекхару вдоль и поперёк и возвратился, чтобы рассказать об этом. По возвращении собственный народ поносил его, как еретика и безумца — такова предсказуемая глупость смертных людей, неспособных разглядеть среди себе подобных редко встречающегося мудреца, который, словно пастух, окружён безмозглым стадом.
Мудрец, о котором я рассказываю, это арабийский принц по имени Абдул бен Рашид бен Муссад бен Осман, великий шейх затерянного Бел Алиада, сын Зыбучих песков и повелитель Малалукской пустыни. Он единственный видел то, что не довелось ни одному смертному за тысячелетия до рождения бога–человека Сигмара. Движимый мучительным порывом своего любопытства и безжалостной дланью предназначения, Абдул бен Рашид восемь долгих лет странствовал по землям древней Нехекхары, описывая всё увиденное в шедевральном труде, которому не сумел дать имя сам, но который история именует „Книгой мёртвых“. Это нескольким сохранившимся копиям сей великой нерифмованной поэмы учёные Старого Света обязаны своим скудным знаниям о древней Нехекхаре.
Как часто происходит в подобных случаях, бен Рашид не дожил до момента, чтобы наблюдать широко распространившийся страх, вызванный его трудом. То ли пытаясь воспроизвести некоторые из опасных искусств, виденных им за время странствий, то ли вследствие проклятия, которое пало на него просто потому, что ему довелось узреть то, что довелось, принц погиб при таинственных обстоятельствах, будучи задушен в запертом помещении с закрытыми ставнями. Когда его слуги в итоге взломали дверь, то обнаружили лишь труп принца с побагровевшим лицом. Говорят, тело его было столь холодным, что обжигало руки тех, кто пытался его поднять.
Напуганный этими событиями и не имеющий понятия о великой ценности труда бен Рашида, калиф восточного города Ка–Сабар приказал отыскать и предать огню все копии книги принца. К счастью для истории и искателей знаний, калиф не преуспел в своём вредоносном невежестве. Копии сохранились в частных собраниях аристократов, слишком невежественных, чтобы распознать происхождение или ценность книги, которой владеют. По прошествии времени фанатичные рыцари Империи, Тилии и Бретоннии объявили крестовый поход против земель Арабии, и среди добычи, привезённой ими обратно из своего безрассудного предприятия, оказались копии „Книги мёртвых“, хотя я уверен, что многие из этих рыцарей о том пожалели.
В книге бен Рашида рассказывается о великой пустыне на востоке от Арабии, в которой воздвигнуты тысячи и тысячи некрополей всех видов и размеров — осыпающиеся отголоски самой древней из всех человеческих цивилизаций. Существует множество неполных копий книги, большинство которых содержит поздние вставки и в которых изначально безукоризненные обороты речи изменены недалёкими вымыслами посредственных историков и поэтов. Я приведу здесь несколько строф оригинального, не подвергшегося изменению текста, в моём собственном переводе.
В той ужасающей пустыне под бледным ликом луны разгуливают мёртвые люди.
Они появляются на перемещающихся дюнах безветренными тихими ночами, потрясая бронзовым оружием в издевательском вызове и горьком негодовании жизни, которой более не обладают.
А временами, сухими и наводящими ужас голосами, подобными шуршанию высушенного солнцем тростника, они нашёптывают одно слово, которое помнят по прошлой жизни. Имя того, кто проклял их и обрёк на существование в состоянии, которое не является ни жизнью, ни смертью.
Они шепчут имя: Нагаш.
Хотя в наше время земли Нехекхары являются дикой и безжизненной пустыней, а протекающая по ней великая река смертельно ядовита, а по цвету и составу напоминает свернувшуюся кровь, так было не всегда.
Верно, что города представляют собой безжизненные осыпающиеся руины на окраинах великих некрополей. Верно, что дороги давно погребены под перемещающимися песками, и лишь немногие обвалившиеся статуи и изъеденные ветрами монументы отмечают их наличие. Те немногие путешественники, которые возвратились из этой безжизненной страны, рассказывают лишь об опустошённости, ужасном страхе и тоске, которые наполняют их сердца. Верно, что страна сейчас безжизненна, но так было не всегда. Я знаю, ибо прошёл всеми теми путями, которые до меня исходил бен Рашид, и я увидел и узнал то, что видел и знал он, и гораздо, гораздо больше.
За три тысячелетия до времени Сигмара вдоль берегов Великой реки смерти, которую учёные древности называли Жизнью, зародилась цивилизация. Пять веков спустя эта цивилизация полностью развилась в царство Нехекхару.
Во времена, когда большинство прочих людей по всему миру лишь немногим отличались от дикарей, народ Нехекхары научился обрабатывать землю и содержать стада коз и крупного рогатого скота, и строил города, корабли и дороги. Величайшим из всех достижений этой наиболее древней человеческой цивилизации стало изобретение развитой письменности, основам которой, как гласят их легенды, их впервые обучили сами боги — боги, которые обитали среди своих созданий за тысячелетие до того, как нехекхарцы построили свои первые дороги.
Сильный и гордый народ Нехекхары подчинил кочевые племена пустыни, насаждая свою культуру и верования всем, с кем соприкасался, сплачивая их в великую нацию и обращая в граждан или вассалов своих великих городов–государств. Затем нехекхарцы изгоняли со своих земель племена орков и гоблинов, пока все равнины, пустыни и горы, от западных пустынь и до восточного моря, не были подчинены различными городами–государствами великой нехекхарской цивилизации.
В самом зените своей мощи влияние правителей Нехекхары простиралось от знойных джунглей Южноземелья вдоль побережья Горького моря и легендарных Драконовых островов, через Темноземелье за горы Края Мира, захватывая всё Скверноземелье и местность, ныне именуемую Пограничными княжествами, на севере доходя аж до Сильвании. На западе нехекхарцы контролировали, либо часто посещали поселения, разбросанные по всем землям Арабии, Тилии, Эсталии и Бретоннии до изменчивых границ Лоренского леса. Никогда не существовало более протяжённой и влиятельной человеческой цивилизации, чем древняя Нехекхара, включая, по моему убеждению, и величайшую империю дальнего Востока, управляемую императором–драконом, восседающим на нефритовом троне Величественного Катая.
Как и в наше время, величайшим из всех древних городов Нехекхары безоговорочно считался Вечный Кхемри, и первым отмеченным в летописях царём этого величественного города был Сеттра, названный Нетленным, который нанёс поражение самодержцам остальных городов–государств и подчинил всю Нехекхару своей власти и верховенству Кхемри. На всей протяжённости Нехекхары рассредоточены бесчисленные храмы, дворцы и некрополи, в которых встречаются упоминания о царе Сеттре, восхваляющие и осуждающие его в равной мере. Все свидетельства сходятся на том, что он был великим воином и выдающимся генералом, предводителем, которому не было равных в его время, а также тираном с запятнанными кровью руками — для всех, кто осмеливался подвергать сомнению его власть. А ещё Сеттра был тщеславным и жестоким человеком, которому претила собственная бренность и тот факт, что, невзирая на все великие победы и могущество, когда–нибудь смерть отнимет у него все достижения.
И потому Сеттра начал свою величайшую, продолжавшуюся всю его жизнь кампанию, которая, как я полагаю, наглядно отражает основополагающий страх, преследующий всех представителей человеческого рода с начала времён. В гордыне и самонадеянности, Сеттра поклялся, что ни он сам, ни его труды никогда не станут достоянием смерти, и повелел своим жрецам изыскать способ обеспечить ему бессмертие на этом уровне бытия. Ибо Сеттра не видел причин его покидать и слышать не желал о загробной жизни в каком–то там мире духов, где находился бы в подчинении у богов и их служителей. Вполне понятное желание, раз уж на то пошло.
Жрецы Нехекхары значительно отличались от жалких и грубых священнослужителей Империи Сигмара нашего времени. Они были носителями тайн, переданных человечеству древними и, как мне верится, ныне давно почившими богами. Они были благочестивыми людьми, алхимиками и чародеями, фармацевтами и знатоками в области демонологии, способными подчинять низших демонов или джиннов, как их именовали жрецы Нехекхары.
По приказу Сеттры древние жрецы Нехекхары направили все свои внушительные умения на решение задачи, поставленной их царём. Десятилетиями они проводили эксперименты с химическими и магическими составами, сохраняющими плоть, а также опрашивали и допрашивали джиннов и, как гласит предание, самих богов. На протяжении всех тех лет жрецы Кхемри узнали множество секретов и совершили множество великих открытий в области алхимии и замедления губительного воздействия времени. Но величайшая из всех тайн — бессмертие — в итоге им так и не покорилась.
И вышло так, что Сеттра, который хоть и прожил долгую жизнь, продолжительностью превышающую любую обычную, в итоге оказался на смертном одре, изливая свою ужасающую ненависть на потерпевших неудачу жрецов и обещая, что если только найдётся способ дотянуться до них из–за пелены смерти, он станет преследовать жрецов, пока те сами не умрут, и будет поджидать их в другом мире. И столь велико было вызывающее страх влияние Сеттры на сердца и мысли его народа, что пришедшие в откровенный ужас жрецы поклялись своему великому повелителю продолжать свои изыскания. Он пообещали, что настанет день, когда Сеттра пробудится от смерти, чтобы, как и прежде, править своим могучим царством в неизменном и вечном теле. Сеттра повелел, чтобы Погребальный культ его жрецов продолжал существовать неограниченное время и завещал ему многие из своих земных богатств на поддержание этого существования.
После смерти Сеттры жрецы его Погребального культа продолжили свои исследования и сумели продлить собственные жизни на многие десятилетия сверх обычного срока, отмеренного человеку. Многие из царей — вассалов Сеттры со всей нехекхарской империи — потребовали для себя той же участи — пробуждения от смерти для вечной жизни в неизменном совершенстве, вследствие чего сила и влияние Погребального культа распространились на всю Нехекхару. Когда подходило время, все цари и принцы каждого из владетельных родов при помощи малопонятных процедур и мистических ритуалов подготавливались к смерти с надеждой на воскрешение.
Сменялись новые поколения жрецов, и знания культа углублялись по мере того, как эксперименты становились всё более точными. С приходом пятого поколения жрецов был разработан способ неограниченно долго избегать смерти, однако тела жрецов с возрастом продолжали всё сильнее увядать и трескаться, придавая тем облик трупов, иссушённых безжалостными лучами солнца, но способных двигаться и говорить.
Вот так всё жречество Погребального культа стало существами, ныне известными в наиболее просвещённых кругах оккультной направленности под именем личей. Их задачей была забота о телах царей и постоянное исполнение Церемоний сохранения, и они являлись единственными гражданами городов–государств Нехекхары, которые не могли быть казнены даже по царскому указу. Со временем мощь Погребального культа возросла настолько, что слово его часто было законом, а богатства и усилия целых царств были направлены на обеспечение целей и ритуалов культа.
Правители древней Нехекхары, ослеплённые гордыней и объединённые страхом смерти, предрасположенность к которому вызывала главенствующая тенденция в культуре, всё большее внимание уделяли своей жизни после смерти, даже ценой жизней собственных подданных. В подражание великой гробнице Сеттры, цари и принцы Нехекхары повелевали отстраивать величественные некрополи и пирамиды, в которых хранилось их богатство и которые выступали пристанищами для их душ до того момента, когда те возродятся для новой и бесконечной земной жизни. Как правило, мужья, жёны и слуги умерших царей и принцев либо умерщвлялись и мумифицировались, либо погребались живьём вместе с усопшими, равно как личные регалии и оружие принцев и царей. Иногда, ради величайших из царей, целые фаланги их наиболее преданных стражей принимали яд, чтобы в смерти воссоединиться со своим повелителем и продолжать оберегать его до момента воскрешения.
Обычай мумификации и построения гробниц настолько распространился в обществе, что каждый из тех, кто мог себе сие позволить, большую часть своего мирского имущества тратил на подготовку к загробной жизни. Жрецов Погребального культа такое положение дел лишь радовало, поскольку возрастала их собственная важность и власть над нехекхарским обществом.
Вскоре в пустыне подле каждого города возникли протяжённые некрополи, подлинные города мёртвых, и по прошествии лет эти города становились крупнее самых значительных поселений живых.
За свою долгую жизнь я столкнулся с множеством трудностей и победил многих выдающихся и внушающих страх противников. Мне довелось испробовать вкус победы и дрожать в ледяных объятиях поражения. Благодаря всему этому возрастали мои знания, как о самом себе, так и об окружающем мире, и теперь, собственно, я не испытываю страха перед злом, которое может мне повстречаться. В этом мире существуют те, кто способен повредить мне и, возможно, даже уничтожить моё бренное тело, и хотя я остерегаюсь этих людей и сил, я не могу сказать, что испытываю перед ними страх, ибо страх иррационален и неконтролируем. Я же полностью контролирую себя. Проклятие паранойи и самообмана, которое поразило многих моих соплеменников, меня миновало, и потому я не испытываю страха.
И хотя сие правда, есть одно существо, которое внушает мне ужас, одно существо, возвращения и суда которого я страшусь, как ничего иного. Того, кто по истории, мифам и легендам известен под именем Нагаш.
Говорят, что с того момента, как он достаточно повзрослел, чтобы понимать подобные вещи, Нагаш был одержим смертью. Он блуждал по городским некрополям и прятался в древних гробницах великих царей, где он мог наблюдать жрецов Погребального культа, делающих подношения и выполняющих продолжительные ритуалы, назначением которых было поддержание души погребённого царя. А если Нагаш не находился в тех гробницах, то наблюдал за ранеными и больными, следя, как искра их жизни медленно угасает, а затем за гробовщиками, пока те готовили умерших к погребению. И в какой-то момент своей юной жизни Нагаш решил не умирать никогда.
Лишь на нескольких из древних монументов Нехекхары упоминается имя Нагаша или его деяния. Древние верили, что вычеркнув его имя и память о нём из истории, они тем самым смогут отказать ему в бессмертии и предать забвению. Вполне очевидно, что это не сработало. Немногие разрозненные реликты, где упоминается Нагаш, свидетельствуют, что тот был братом кхемрийского царя Тхутепа, а также по праву пользовался властью и уважением, как самый молодой главный жрец в истории Погребального культа Кхемри. Одержимость Нагаша паранойей была такова, что его пугало и раздражало существование того, чья светская власть превосходила его собственную, хоть этой персоной был его любящий брат. В действительности, Нагаш настолько сильно жаждал заполучить царский трон, что одной судьбоносной ночью он опоил своего брата и схоронил его заживо в стенах великой пирамиды царя Кхетепа, их покойного отца.
И вот, примерно 4500 лет назад, во времена Третьей династии Кхемри, после столь внезапно оборвавшегося правления Тхутепа Законодателя, Нагаш был коронован царём–жрецом Кхемри, и никто не осмелился ему воспротивиться.
Уже посвящённый в тайны Погребального культа и его неумирающих жрецов–личей, Нагаш не был удовлетворён несовершенством бессмертия, даруемого сим тайным знанием, ибо, хотя жрецы культа способны существовать неограниченно долго, их древние иссушенные тела были слабыми и хрупкими. Хотя они не могли умереть по естественным причинам, их мог убить тот, кому хватало решимости на подобное дело, что доказал себе сам Нагаш, стоя над высохшим трупом своего бывшего учителя и руководителя, последнего верховного жреца. Так вышло, что Нагаш вместе с Аркханом, своим главным приспешником и визирем, принялись осуществлять ещё более чудовищные эксперименты в своём стремлении к бессмертию.
Однако успех был довольно ограниченным. Чародейство у древних нехекхарцев сдерживалось религиозными обрядами и тысячелетиями предрассудков, а истинная сущность магии и способы её наилучшего применения были им неведомы.
Но настал день, когда всё изменилось. По приказу, отданному Нагашем всем вассальным царствам Нехекхары, из северного города Зандри прибыла дань в виде многих сотен рабов, необходимых Нагашу для строительства собственной пирамиды, которая станет его дворцом и пожизненным местом пребывания, ибо умирать он не собирался. Среди рабов оказалась поистине редкая добыча — клетка с тремя высокими бледными друкаями, находящимися в бессознательном состоянии. Народ Нехекхары практически не сталкивался со старшими расами и знал о них лишь из легенд и различных страшных историй из таких царств, как Зандри, который располагался в устье реки Жизни. Хотя зандрийцы в точности и не знали, кто такие друкаи, они давно страдали от набегов пиратов–работорговцев из холодных земель Наггарота.
Та сильно опоенная троица, что возлежала в отправленной в Кхемри клетке, после свирепого шторма была найдена выброшенной волнами на берег неподалёку от города Зандри. Вместо того чтобы убить их и похоронить тела, что было обычной его политикой, царь приказал опоить друкаев концентратом Чёрного лотоса, и пока те находятся без сознания, сковать цепями из крепчайшей бронзы и отправить в Кхемри в качестве «подарка». Поступок этого царя привёл к гибели всю Нехекхару.
Более десятилетия Нагаш держал этих трёх пленников в различной степени алкогольного или наркотического опьянения, слишком опасаясь предоставить тем возможность полностью прийти в чувство. Всё это время он подвергал их жесточайшим пыткам и самым изощрённым допросам, которые был способен выдумать его разум, с единственной целью изучить всё, чему они способны его обучить в отношении собственного легендарного чародейского искусства. Из нехекхарских легенд было хорошо известно, что мастерство друкаев в магии находится далеко за пределами возможностей любого из людей. Тот факт, что Нагаш добровольно пошёл на такой риск, является свидетельством его амбиций, потому как одна из пленённых друкаев была не кем иной, как колдуньей этой крайне вредоносной расы.
Основы своих знаний о колдовстве Нагаш получил от неё, но, хотя его понимание способов чародейства стократно возросло после общения с друкаями, оно все ещё не было совершенным. Ради его безопасности, колдунья и два её спутника оставались в наркотическом дурмане, чтобы не дать им возможности собраться с чувствами и уничтожить Нагаша, но даже в таком угнетённом состоянии друкаи демонстрировали устойчивость к пыткам. И, тем не менее, теперь своими знаниями о путях и средствах магии и сплетения её в заклинания Нагаш далеко превосходил какого бы то ни было человека–чародея в Нехекхаре.
Он изучил, что создание магических эффектов не находится в зависимости от вымаливаемого посредничества богов и джиннов, как того требует в значительной степени ритуализированное чародейство нехекхарского жречества. Он узнал о ветрах магии, дуновением которых пронизан мир, и как эти ветра могут быть преобразованы в источник силы друкаев — Дхар или чёрную магию. Он узнал о важном значении крови, как носителя жизненной энергии магии, и о том, как ведьмы в далёких землях Наггарота обретают силу и сохраняют молодость, купаясь в жертвенной крови с добавлением определённых чар. Наконец, он узнал про обсидиан и странный ослабляющий эффект его воздействия на магию.
Как только Нагашу стало ясно, что ему более ничему не научиться у колдуньи, спутники которой уже были убиты, он изувечил друкайскую ведьму, выколов ей глаза обсидиановым кинжалом, отрезав язык, ноги и руки, и надел на её голову специально изготовленную маску позора, полностью проклёпанную обсидианом. Надругавшись подобным образом над друкайкой, довольный Нагаш замуровал её живой вместе с трупами спутников в одном из залов Чёрной пирамиды, которую приказал выстроить в свою честь.
Нагаш экспериментировал со своими новыми познаниями, сочетая знания, полученные от друкаев, с богатым опытом, уже накопленным жрецами Погребального культа. Его эксперименты принесли некоторый успех, и ему удалось получить магический эликсир, который мог увеличивать продолжительность жизни без ослабляющего воздействия разложения, которому подвергались жрецы–личи. Вскоре его открытие было позволено разделить последователям, привлечённым из Погребального культа, наипервейшим из которых являлся Аркхан.
Нагаш и его последователи долго и упорно практиковались в своём чародейском искусстве, изыскивая более надёжные способы создания и применения чёрной магии, чем те, что были открыты ему друкайской колдуньей. Всего лишь по прошествии десятилетий их чародейские способности были вне конкуренции со стороны жрецов–личей любого из городов Нехекхары. Они прекратили поклоняться традиционным божествам Нехекхары, начав считать себя почти богами, а население Кхемри лишь движимым имуществом, которым вольно распоряжаться по своему усмотрению, будь то строительство выдающихся монументов в честь достижений их господина или живой материал для их чародейских экспериментов.
По мере того, как года складывались в десятилетия, а те обращались в столетия, Нагаш и его последователи всё более замыкались в себе, редко покидали Кхемри и не интересовались происходящим за его границами: и сложилась ситуация, которая обернулась для них катастрофой. Чёрная пирамида Нагаша в итоге была достроена, и он с последователями освятил её своим тёмным волшебством. Впредь с этого момента она сделалась проводником ветров магии: те попадали внутрь, связывались воедино и заполняли под пирамидой огромное хранилище чёрной магии, наиболее могущественной и эффективной из всех видов магии.
Однако создаваемая и сохраняемая в пирамиде Нагаша чёрная магия вызывала у всех людей и животных на много лиг вокруг заболевания неестественными недугами тела, рассудка и души. Для царей прочих городов, долгое время беспокоимых событиями в Кхемри, такое положение дел стало недопустимым. Царь Лахмиззар из приморского города Ламия побудил царей Зандри, Нумаса, Махрака, Либараса и Разетры объединиться с ним в великий союз против Нагаша и отправить свои армии на войну с тем, кто короновал себя вечным царём–жрецом Кхемри.
За время последовавшей долгой войны были убиты многие тысячи нехекхарцев. По стране прокатывались волны чёрной магии, и некоторые оазисы стали настолько пропитанными ей, что впоследствии люди даже их избегали. Война против Нагаша и его последователей была столь затяжной, что царь Лахмиззар не дожил до её окончания, и отцовские знамёна в войне с Кхемри поднял его юный сын Лахмиззаш. По прошествии ещё тридцати лет военных действий, продолжавшихся с переменным успехом, армии Лахмиззаша в итоге одержали победу над Нагашем.
Сказывают, что Нагаш, окружённый в Кхемри со своими немногочисленными слугами, скрылся в холодных глубинах своей Чёрной пирамиды, и, обернувшись лишь единожды, на самом верху лестницы из тысячи ступеней, которая вела в раскинувшуюся внутри тьму, он поклялся, что восставшие против него цари обратятся в прах, в мельчайшую пыль, равно как их города и народы.
Последователи Нагаша, прикрывавшие его отступление, один за другим были повержены, обезглавлены и преданы огню объединившимися против них армиями. Выжившие в войне цари разрушили все труды Нагаша, удалили его имя и письменные свидетельства его деяний с множества монументов Кхемри, пытаясь устранить из истории все упоминания о царе–еретике. Но за исключением помещений, где проводились оккультные эксперименты, не было обнаружено никаких следов самого Нагаша: пирамида, в которой он скрылся, оказалась пустой.
Здесь приведены несколько строк первой из Девяти книг Нагаша, написанных самим великим некромантом, которые я перевёл на современный рейкшпиль.
… Я скитался по пустыне, горло моё иссушала жажда, желудок сводило от голода. Жуткие видения плясали перед моим взором, и больше всего на свете я боялся, что сгину в этих сияющих песках, ибо ни одно из моих заклинаний и даже благословение моего эликсира не даровали истинного бессмертия. До сих пор я отвергаю свою судьбу. Смерть приходила ко мне и даже завладела мной, вынудив скитаться по серым потусторонним мирам, покуда не отыскал я дорогу назад и свою усыхающую телесную оболочку. Я занял своё тело и направил его вперёд, всё дальше и дальше от ненавистного Кхемри, через нескончаемые бесплодные Соляные равнины и лежащие за ними гибельные топи. В конце концов я оказался у подножия Восточных гор и у основания Искалеченной вершины.
Расколотая гора вздымалась от побережья Кислого моря. У меня были лишь смутные знания о регионе, потому как мало кто бывал здесь прежде и сообщал об этом. Говорят, что в древние времена могучий джинн нырнул с небес и врезался в вершину, расколов её и погрузившись в недра горы, где и осталось его тело. На протяжении столетий дождь и ветер вымывали засохшую кровь и медленно разлагающиеся останки в водоём, ставший известным под названием Кислое море, отравляя его воды и трансформируя уцелевших при этом рыб и гадов.
Я знал, что умер на Соляных равнинах, и занимаемое мной тело является лишь разлагающейся оболочкой, но я по–прежнему распоряжался им, хотя моя связь с ним и контроль оставляли желать лучшего. Если контроль был слаб, оно не реагировало, и возникало ощущение, что я отдаляюсь от мира смертных. Если же связь была чересчур крепкой, то его плачевное состояние начинало сказываться на мне, и я ощущал жуткую боль истязаемых и умирающих мышц, и безумие погибающего мозга. Именно в такой момент, когда всей своей волей я цеплялся за своё тело, оно свалилось возле испорченных вод Кислого моря. Прежде чем я осознал происходящее, инстинкты моей смертной оболочки взяли верх, и я обнаружил, что глубокими и жадными глотками пью из моря.
Когда я впервые отведал воду Кислого моря, яркие видения пронеслись через мой мозг, и первозданная энергия хлынула в мои загустевшие вены. И тогда я почувствовал, что мой контроль над телом стал совершенным, словно все потребности и слабости оного выжгла выпитая мной вода. Я осознал, что наконец–то нашёл то, что разыскивал. Тут было всё, что мне необходимо…
В своей книге Нагаш продолжает описывать, как он провёл годы, влача жизнь отшельника в пещере у подножия Искалеченной вершины, размышляя над сущностью бессмертия и потусторонних миров, черпая мудрость из глубокого колодца собственной души, освобождённой от забот и тисков плоти. По прошествии времени он выяснил правду о легенде про упавшего джинна, который, как предполагалось, уничтожил вершину, и обнаружил, что то была некая таинственная скала огромного размера, пронзившая гору — скала из вещества колоссальной сверхъестественной силы. Нагаш опознал это вещество: в те времена суеверные люди именовали его искривляющим камнем — наичернейшим из эфиров, каким–то образом принявшим твёрдую материальную форму.
Нагаш обследовал систему пещер, которая пронизывала Искалеченную вершину, пока не обнаружил глубоко под горой слабо светящееся озеро, внутри которого залегала огромная масса искривляющего камня. Чувствуя, что сие вещество станет ответом на все его вопросы, для усиления собственных способностей Нагаш принялся пить светящуюся воду этого озера и даже использовал истолчённые в порошок кусочки искривляющего камня в качестве понюшки, либо смешивал его с некоторыми травами с целью повысить остроту мысли в предпринимаемых мистических исследованиях. Имея в распоряжении столь много концентрированной энергии, Нагаш оказался способен призвать куда более могучих джиннов или демонов, подчинить их своей воле и принудить раскрыть ему тайны жизни и смерти, и то, каким образом избежать неумолимого притяжения потусторонними мирами души смертного, освободившейся от тела. Потому как смерть по–прежнему оставалась единственным, чего боялся Нагаш, и самой ненавистной мыслью среди прочих для него было то, что однажды он предстанет пред судом богов и демонов в потусторонних мирах.
Неумолимо проходили годы, и ужасные последствия постоянного употребления искривляющего камня сказывались на не вполне живом, но и не вполне мёртвом теле Нагаша. Он описывал, как ссыхалась и трескалась его кожа, местами становясь полупрозрачной и выставляя напоказ мышцы и вены. Глаза утратили форму и превратились в лужицы светящегося гноя, располагающиеся в глазницах. Ногти отросли и превратились в твёрдые как алмаз когти, с помощью которых он мог выцарапывать куски искривляющего камня из застывшей вокруг озера грязи. Все характерные для тела смертного признаки исчезли, однако под действием непреклонной воли и мощи его искусного колдовства, душа Нагаша ещё крепче была привязана к телесной оболочке. Он оказался за пределами досягаемости смерти, к чему долго стремился, полностью сделавшись нежитью — не совсем живым и не совсем мёртвым.