«Что касается варпа, то это чуждое и страшное место. С таким же успехом вы можете бросить путешественника в море полное акул и сказать ему, чтобы он плыл до дома, как и послать его сквозь варп без защиты. Лучше не позволять простому человеку путешествовать по звездам. А еще лучше, даже не позволять ему знать, что такие вещи вполне осуществимы»
Фра Сафране, 5й помощник навигатора Да`эль
Комментарий дан перед отправкой второй миссии по поиску пропавшего транспортника «Гордость Ангелиса».
Межзвездные путешествия полностью зависят от варпа. Материальная вселенная – это только один из аспектов реальности.
Есть полностью независимая и параллельно существующая нематериальная вселенная. Обычно ее называют варп, варп-пространство, имматериум, эмпиреи или море душ. Изучение и исследование варпа – прерогатива варп-технологии, наиболее важное достижение которой – варп-путешествия.
Если описать словами варп-пространство, то это широкое и бесконечно глубокое море необузданной энергии. Эта энергия несет внутри себя различные мысли, высвобожденные эмоции, обрывки воспоминаний и непоколебимые убеждения тех, кто живет в материальной вселенной.
Космические суда погружаются в варп при помощи активации варп-двигателей. Когда корабль покидает материальную вселенную, он входит в соответствующую точку варп-пространства. Затем судно несут волны и течения варпа.
После того, как корабль некоторое время путешествует таким образом, он выключает варп-двигатели и попадает назад в реальное пространство. Так как материальная вселенная и варп двигаются параллельно друг другу, корабль появляется в точке на несколько световых лет удаленной от начальной. Этот процесс называют прыжком или скачком, а процесс выхода или входа - погружение, сдвиг или смещение.
Путешествия совершаются короткими прыжками до четырех-пяти световых лет. Более длинные прыжки непредсказуемы и опасны. Движения волн варпа имеют сложный и непоследовательный характер, и часто оказывается, что корабль пытавшийся совершить длинный прыжок значительно сбился с курса.
Если бы данные ограничения распространялись на все варп-путешествия, то Человечество не распространилось бы по всей галактике, как это произошло. Совершать длинные прыжки на много световых лет возможно, управляя кораблем – чувствуя, исследуя и реагируя на течения варпа и таким образом направляя судно к соответствующей точке в материальной вселенной. Только разновидность людей-мутантов известных как Навигаторы могут вести судно через варп таким образом.
Некоторые индивидуумы чувствуют движение варп-пространства. Например, они иногда могут сказать, что скоро прибудут в место назначения, еще до того, как корабль выйдет обратно в материальную вселенную. Как правило, чувствительность к варпу у людей плохо развита. Однако у малой части человечества эта способность развита намного лучше. Эти люди известны как псайкеры и способны осознанно управлять энергией варпа и использовать ее, чтобы влиять на материальную вселенную. Навигаторы обладают дарами особого рода и используют силы, которые помогают им вести корабль в варпе.
Астрономикан - это психический направляющий сигнал, центром которого является Терра. Его поддерживает непрерывная психическая концентрация тысяч псайкеров. Астрономикан невозможно обнаружить в реальном мире – только в варпе. Благодаря этому сигналу Навигаторы могут вести свои суда на большие расстояния.
Сигнал Астрономикана сильнее всего у Терры и по мере удаления от нее постепенно ослабевает. Зона его распространения – сферическая область диаметром около 50000 световых лет. Астрономикан не распространяется на самые удаленные концы галактики, и так как Терра расположена на галактическом западе, его сигнал не охватывает целиком огромные пространства восточной части галактики. Вне зависимости от диапазона или постоянной интенсивности сигнала – временами он может быть блокирован локальной активностью самого варпа. Такую активность можно сравнить с земными ураганами и штормами и называют ее варп-штормом. Варп-шторма могут быть настолько сильными и продолжительными, что целые звездные системы на сотни лет оказываются в изоляции.
Варп-шторм не только мешает принимать сигнал Астрономикана, он также опасен и для космических судов, проходящих поблизости. Ни один корабль не отважится войти в варп-шторм и надеяться выжить, хотя, тем не менее, существуют истории о чудесных спасениях и кораблях отброшенных с курса на десятки тысяч световых лет. Варп-шторма являются не единственными опасностями варпа. Там существуют разумные энергии и другие нематериальные формы жизни, населяющие его - существа образованные из непостоянной субстанции варпа и являющиеся ее частью. Некоторые дружелюбны, но большинство настроены враждебно. Человечество знает их как демонов.
Разница во времени между реальным миром и варп-пространством очень глубока. В этих двух измерениях время течет не только по-разному, но и с различной скоростью. После того как корабль завершит свой прыжок, экипаж никогда не знает как долго на самом деле длилось их перемещение. Время текущее в реальном мире относится к реальному времени. Время текущее на борту корабля относится ко времени варпа.
Активировав варп-двигатели, судно погружается в измерение, которое очень отличается от материальной вселенной. Если представлять себе варп, то подходящим сравнением будет относительно плотная, почти жидкая энергия, лишенная звезд, света и жизни в ее обычном понимании.
Оказавшись в варпе, корабль может двигаться посредством его главных движущих сил, следуя мощным водоворотам и течениям варпа, и, в конце концов, достигнуть точки в варпе, соответствующей месту назначения в реальном мире. Самым сложным аспектом варп-путешествия является то, что невозможно установить пространственные перемещения варпа, когда корабль уже внутри него. Корабль может только слепо продолжать движение, а его команда надеяться, что они двигаются в правильном направлении. И чем дольше корабль находится в варпе, тем выше возможность наткнуться на какое-нибудь непредвиденное течение, которое унесет его с курса неизвестно куда.
Навигация в варпе может осуществляться двумя путями: рассчитанным прыжком или управляемым прыжком.
Все варп-двигатели содержат в себе навигационные механизмы. Когда корабль находится в реальном мире, они отслеживают постоянно меняющиеся движение той части варпа, которая соответствует местонахождению корабля в данное время. Это «окно» в варп-пространство. При помощи наблюдения этих перемещений в варпе возможно рассчитать курс, корректирующие маневры и примерное время, которое займет путь к предполагаемому месту назначения. Расчет строится на том предположении, что варп-течения наблюдаемые из реального мира значительно не изменятся за время полета. Этот метод известен как «рассчитанный прыжок». Небезопасно совершать рассчитанные прыжки более чем на четыре световых года за раз. С увеличением продолжительности прыжка растут и шансы на то, что варп-течение значительно изменит свое направление.
Вторым и более эффективным видом варп-навигации является управляемый прыжок. Этот метод основывается на двух факторах: Навигаторах и психическом маяке Астрономикана. Центр Астрономикана находится на Земле и не только контролируется, но и направляется психической силой Императора. Астрономикан – это психический маяк, пронизывающий варп-пространство. Навигатор на борту корабля в варпе способен принимать эти сигналы и вести судно сквозь варп-пространство, компенсируя изменения течений. Управляемый прыжок может покрывать намного большие расстояния, чем рассчитанный. Большинство пилотируемых прыжков совершаются на расстояния не более чем 5000 световых лет, но могут совершаться и более длинные прыжки.
Типичное межзвездное путешествие начинается, когда грузовой корабль ложится на орбиту вокруг имперского мира. Крохотные шаттлы деловито доставляют на него драгоценные минералы, продукты питания, команду и изделия промышленности с мира под ним. Процедура погрузки может занять дни или недели, и шатлы будут снова и снова возвращаться к огромному кораблю. Как только погрузка будет завершена, колоссальное судно медленно станет уходить прочь с орбиты под воздействием главных двигателей. Корабль направляется за пределы солнечной системы, осторожно и постепенно увеличивая скорость. Несмотря на то, что двигатели судна способны развивать чудовищное ускорение, высок риск того, что судно столкнется с межпланетарным мусором, если корабль будет слишком быстро или сильно ускоряться. Как только солнце останется за его кормой, а плотность мусора уменьшится, корабль разовьет примерно 1% от скорости света.
После нескольких недель путешествия, корабль достигнет своего первого пункта назначения. Так называемая «прыжковая зона» лежит на окружности звездной системы. Это схематично очерченное место, где плотность межпланетарного мусора становится меньше плотности варпа. Как только корабль пересекает эту невидимую черту - становится безопасно активировать варп-двигатели. Экипаж достаточно безрассудный или легкомысленный чтобы преждевременно активировать варп-двигатели, в удачном случае может обнаружить, что его корабль забросило куда-нибудь за тысячи световых лет. Но более вероятно, что корабль будет разорван на части и уничтожен, и больше о нем никогда никто ничего не узнает.
После безопасной активации варп-двигателей корабль вырывается за пределы материальной вселенной и входит в измерение варп-пространства. Теперь начинается его настоящее межзвездное путешествие. Суда, двигающиеся в варп-пространстве, совершают это прыжками различной длины до 5000 световых лет. Только дальнее путешествие будет состоять более чем из одного прыжка. И даже так, на борту корабля пройдет около двух недель, прежде чем судно будет готово окончить свой прыжок. Тем временем, из-за временных сдвигов в варп-пространстве, в реальном мире пройдет более года.
Корабль возвращается в материальную вселенную только за пределами прыжковой зоны у солнечной системы к которой он направлялся. Если на его стороне будет удача, то он выйдет близко к точке прыжка, иначе может потребоваться много недель, чтобы достичь внутренних планет. Всегда разумно брать запас расстояния при прыжке к звезде. Результаты входа в космос внутри прыжковой зоны будут такими же, как и при преждевременной активации варп-двигателей, и практически всегда означают катастрофу.
Теперь корабль готов к последнему рывку, который начинается с налаживания связи с местом назначения и установления новых временных координат. Время в варп-пространстве настолько отличается от времени в обычном мире, что команда даже не может предположить - сколько заняло их путешествие: несколько месяцев или несколько лет. Сначала корабль двигается со скоростью примерно 1% от скорости света, но по мере приближения к скоплению внутренних миров постепенно снижает скорость. И, в конце концов, он достигает места своего назначения, где стаи маленьких шаттлов вновь начинают деловито выгружать и погружать грузы и пассажиров, готовя судно для нового путешествия.
Теоретически возможно путешествовать через варп в абсолютно любую точку вселенной. Однако, из-за постоянно меняющихся течений варпа, проще передвигаться от одних систем к другим, и короткие варп-прыжки всегда более точны, чем длинные. Это особенно правдиво в случае перемещения большого флота, который может быть разбросан на несколько световых лет при длительном перемещении. Давно признанные и хорошо описанные каналы варп-пространства связывают звездные системы и целые регионы, обеспечивая сравнительно предсказуемые пути, по которым проходит большинство судов.
Варп-врата это точка в реальном мире, связанная с другой такой же точкой при помощи туннеля сквозь варп-пространство. Этот туннель как-то избегает обычных возмущений варпа, позволяя совершать абсолютно безопасные путешествия в пределах строго установленного времени. Происхождение варп-врат представляется некой тайной, было множество яростных споров на тему того - являются ли они естественными или искусственными. Если они искусственные, то никто не может сказать - кто и с какой целью их создал. Более того, некоторые варп-врата были искусственно улучшены, их входы отмечены механическими конструкциями, о принципах функционирования которых можно только догадываться. Другие же варп-врата являются не более чем черными дырами в космосе.
Варп-врата встречаются в глубинах космоса, на границах и внутри солнечных систем, и даже на планетах. Самые крупные с легкостью могут обеспечить проход космического корабля и обычно расположены на краю солнечной системы или среди ее внешних планет. Самое крупное, что могут пропустить другие врата – это маленькие транспортные средства, или возможно существо размером с человека. Они расположены на поверхности планет и непосредственно ведут к другим вратам на поверхности других планет. Все врата, а особенно их маленькие разновидности, редко встречаются. Планетарные врата часто замаскированы или отвечают только на электрические, психические или иные сигналы, которые могут указывать на определенные тайны их создателей.
Все путешествующие по космосу расы готовы использовать варп-врата, если найдут их, несмотря на то, что исследование - куда они ведут - часто может быть весьма рискованным. Многие врата оказываются неисправными и могут непредсказуемо выбросить корабль в глубины варпа. Другие могут вести к местам, которые когда-то могли быть звездами или планетами, но теперь представляют собой не более чем пустой космос. Также необходимо учитывать возможность внезапного появления в далекой и враждебной империи ксеносов. Может быть, что корабль, некогда исчезнувший в варпе, перенес себя за пределы галактики. Варп-врата часто становятся чрезвычайно важными для всех, кто бы их ни контролировал и множество имеют жизненно важное стратегическое значение для Империума. Имперские командующие и прочие заинтересованные лица соперничают за контроль над варп-вратами находящимися в сфере их влияния, и эти реликвии обычно яростно защищают от атак извне.
Варп-портал - это точка в космосе, в которой реальность и варп пересекаются, образуя стабильный вход и выход из варп-пространства. Входя в варп таким способом, нет необходимости активировать варп-двигатели, хотя маловероятно, что судно, не оборудованное варп-щитами, долго проживет в эмпиреях. Этот портал не ведет в туннель и судно, вошедшее в него, отдается на волю течений варп-пространства. При помощи аккуратного маневрирования можно вернуться в обычный космос используя такой же портал с обратной стороны. Кроме того, истинная природа порталов также не познана, и никто не знает - возникли ли они по воле случая или имеют некое тайное назначение. Некоторые ксеносы используют варп-порталы, чтобы перемещаться между варпом и реальным миром, особенно это любят существа известные как «поработители», которые сами живут в варпе. Подобно варп-вратам, порталы встречаются везде и могут находится на поверхности планет. Некоторые имеют четко выраженную физическую составляющую, тогда как другие невидимы или имеют форму дыры в земле или входа в темную пещеру.
У варп-порталов есть свои клиенты, для уже описывавшихся здесь космических кораблей с поврежденными варп-двигателями, попавших в ловушку в варпе и обреченных на гибель, неожиданное обнаружение варп-портала может позволить им вернуться в реальный мир.
Странные и опасные создания населяют эмпиреи. Некоторые из этих кошмаров ограничиваются только нахождением в варпе, но они продолжают представлять значительную угрозу для человечества. Подвергаясь обычным опасностям варп-путешествия, корабли держащие путь сквозь варп-пространство могут также подвергнуться атаке со стороны злобных сущностей желающих поглотить жизненную силу обитателей судна. Техножрецы корабля создают защитное поле при помощи устройства, называемого генератор поля Геллера, чтобы защититься от этих мародерствующих хищных тварей. Однако эти ограждающие щиты очень сложны и загадочны, и их темпераментная природа не обеспечивает защиту от решительной атаки. Корабли, которые допустят коллапс поля Геллера, обнаружат себя в большой беде, так как их присутствие обнаруживается и внезапно к ним стекается целая стая злобных существ. Такие нападения могут быть различными по жестокости: от случайных повреждений самого судна, до крупных неполадок в системах и атак на экипаж и пассажиров.
Незащищенный человек в варпе может стать одержимым чуждыми сущностями или сведен с ума фантастичной окружающей средой. Люди бесследно исчезают, пока безумные стаи неистовствуют на палубах, выпуская на волю их ночные кошмары, являясь причиной широко распространяющихся убийств и самоубийств. Иногда корабли появляются из варпа физически неповрежденными, но безо всяких следов своей команды. Множество таких кораблей-призраков дрейфует по галактике и встреча с ними считается дурным предзнаменованием.
Власть некоторых сущностей варпа распространяется и на материальный мир. Некоторые являются лишенными разума охотниками, ищущими души живущих в вечном поиске утолить неутолимую жажду квинтэссенции жизни смертных. Другие обладают иным, более высоким уровнем чувствительности и голода, после посещения материальных миров, страстно желая плотского существования, но неспособные поддерживать его в течение длительного времени. Эти создания вторгаются в разумы людей и обращают их к своей выгоде, порабощают их с целью провести ритуал, который позволит им пересечь мост между реальностями и войти в материальную сферу. Целые общества, и даже миры, могут стать рабами прихотей паразитических сущностей которые благоденствуют от превосходства и правления. Имперские власти должны непрестанно искать и уничтожать таких чуждых существ, ослабляя их власть над реальным миром, когда и где это только возможно.